🖋 «ДЕВОЧКИ С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА»: ДНЕВНИК, КОТОРЫЙ СТАЛ МОСТОМ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ
20 июня 2025
Или как школьница XXI века подружилась с девочкой из блокадного Ленинграда в рассказе Юрия Яковлева. Сюжет:
Валя Зайцева — обычная девчонка с Васильевского острова: дерётся с мальчишками, держит хомячка под кроватью. Но у неё есть необычная подруга — Таня Савичева, автор самого страшного детского дневника войны. Хотя Тани нет в живых, Валя чувствует связь с ней: общая улица, школа, даже почерк одинаковый. Когда девочке доверяют высечь Танины записи на памятнике, она проживает каждую строчку как свою собственную трагедию. Особенности рассказа:
Таня Савичева олицетворяет девочку, которая не сдалась
— До войны: застенчивая мечтательница («спотыкалась на словах»), игравшая в учительницу в бабушкином платке.
— В блокаду: её дневник — это 9 страниц, где смерть говорит детским почерком («Женя умерла... Бабушка умерла... Умерли все»). Дневник как оружие
— Каждая запись — удар молотка по памяти: «Я крепко сжала палочку и коснулась бетона».
— Последняя страница с буквой «О» («Осталась одна Таня») — самая страшная. Валя хочет зачеркнуть её, но бетон уже застыл — как и история. Дружба сквозь время
— Валя спорит с прошлым: «Почему одна? А я?» Она дарит Тане то, чего не было в 1942-м: хомячка, игры в саду, платок для «учительницы».
— «А дружат ведь только с живыми» — ключевая фраза рассказа. Память делает умерших частью нашего мира.
Рассказ «Девочки с Васильевского острова» заставляет читателей пережить ужас блокады, чтобы они знали, что война и дети — понятия несовместимые. Слушайте «Девочки с Васильевского острова» — историю о том, как важно не забывать погибших, чтобы они жили в нашей памяти.
Автор поста: Яна Новоселецкая
Читает: Ирина Немытышева
*Картинка взята из открытого источника
#ДоброЦентрТвГУ
#Волонтерство
#инноваторсоциальныхизменений
#ТвГУ
#делайдоброснами
#волонтёрычитают
#Читаем_с_Толей