Программа Социальная работа

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ТвГУ_____________ А.В. Белоцерковский

«____»____________2014 г

Программа

Вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа

Магистерская программа:

Социальная работа с различными группами населения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание вступительных испытаний включает в себя вопросы  теории, истории и технологии социальной работы, что определяется историко-культурными основаниями, существующими теоретическими положениями и особенностями технологического обеспечения профессиональной деятельности          социального работника.

Содержание вступительных испытаний определяется тем фактом, что ведущим ценностным основанием магистра социальной работы как личности и профессионала выступают различные группы людей, конкретный человек, семья, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также все население в различных сферах жизнедеятельности.

Теоретическими основаниями оценки качества подготовки абитуриента являются:

  • модельные представления о сущности социальной работы;
  • средства выбора технологий  социальной работы;
  • нормативно-правовая база социальной работы;
  • профессиональные и личностные ресурсы абитуриента;
  • представление о возможных профессиональных рисках  и средствах их превенции;

Цель вступительных испытаний  заключается в комплексной оценке результатов подготовки  абитуриента к образовательной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистру социальной работы.

В целом, вступительные испытания создают условия для демонстрации абитуриентом готовности в рамках общекультурных компетенций:

  • анализировать на историко-культурном уровне социальные проблемы,  трудные жизненные ситуации;
  • выявлять ключевые социальные проблемы человека, семьи, группы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • осуществлять выбор  и адекватное применение  законодательной и нормативно-правовой базы в контексте определения и  разрешения социальных проблем;
  • определять оптимальные технологии и методы профессиональной деятельности в соответствии с результатами диагностики, выявленной социальной проблемой в действующих нормативно-правовых рамках.

 

Вступительные испытания проводятся в вопросно-ответной форме.

Вопросно-ответная форма вступительных испытаний предполагает ответ абитуриента на вопросы когнитивного  и операционально-деятельностного характера. Ответ на первый из них (когнитивный тип) позволяет абитуриенту продемонстрировать на уровне понятий и сущностных представлений программные знания по истории, теории и технологии социальной работы. При ответе на второй вопрос (операционально-деятельностный тип) абитуриенту необходимо продемонстрировать  умения и способности оперирования знаниями по истории, теории и технологии социальной работы применительно к анализу конкретной  социальной ситуации, выявлению в ней ключевых проблем и обоснованию предложений по  их оптимальному разрешению.

 

Содержание итогового междисциплинарного государственного экзамена

Раздел I Теория социальной работы

Социальная работа как общественное явление

Особенности развития социальной работы в первой половине XX столетия. Основные психологические и социологические теории, оказавшие влияние на  исследование и организацию индивидуального и группового уровней практики социальной работы (З. Фрейд, Б. Скиннер, Ж. Пиаже, К. Левин и др.).

Роль Чикагской школы в развитии теории и практики социальной работы в первой половине XX столетия. Вклад М. Ричмонд, Дж. Адамс в развитие теории и практики социальной работы.

Особенности развития социальной работы в середине XX столетия. Влияние социологических школ на формирование организационного уровня практики социальной работы (Э. Гофман, М. Залд, Р. Кантер, М. Фоллетт, Р. Мертон и др.).

Особенности развития социальной работы в 1950-1970 гг. Концепция "Welfare State" ("государство всеобщего благополучия/благосостояния") как одна из базовых социальной работы в Европе после Второй мировой войны.

Специфика американской модели социальной работы и ее влияние на развитие социальной работы в Европе во второй половине XX в.

Особенности развития социальной работы в конце XX в.

Значение структурно-функционального подхода (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, А Маршалл и др.) для развития социетального уровня социальной работы.

Исторические корни развития социальной помощи в России. Благотворительность в России как социальный феномен (институт нищелюбия (Х в.); Иоанн Грозный (1551 г.) 4 реформы Петра I; реорганизация системы социальной благотворительности при Екатерине II; децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, рациональный подход к формам и методам предупреждения обнищания людей (сер. XIX в.); Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и честному призрению (1909 г.)). Основные подходы к рассмотрению теории и практики в России в 1990-е гг. Особенности рассмотрения проблем соотношения теории и практики социальной работы в конце XX в.

Социальная работа в системе научного познания

Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи. Смысл социальной работы. Содержание социальной работы. Экономические, социальные и культурные права человека. Социальное обслуживание.

Объект и предмет социальной работы. Описательная характеристика социальных явлений, доступных социальному изучению.

Категории теории социальной работы: понятие, сущность, классификация. Закономерности теории социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе; взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы).

Эффективность осуществления целей социальной работы.

Основные принципы социальной работы (общефилософские, социально-политические, организационные, психолого-педагогические, принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип социального реагирования, принцип профилактической направленности, принцип клиентоцентризма, принцип опоры на собственные силы, принцип максимизации социальных ресурсов, принцип конфиденциальности, принцип толерантности). Значение принципов социальной работы.

Взаимосвязь теоретических и прикладных задач социальной работы.

Место социальной работы в разрешении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности.

Аксиологические основания социальной работой

Рациональное решение проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения.

Гуманизация общественных нравов, обогащение содержания нравственных идеалов.

Социальная культура – составной элемент общей культуры.

Общечеловеческие ценности в современных условиях.

Понятия “благотворительность”, “милосердие”, “социальная помощь”, “социальная поддержка”.

Тенденция к  дегуманизации общественных отношений.  Интенсивность дегуманизации, “технизация”, и “функционализация”  и упадок нравов и нравственности.

Социальная работа в контексте социальной политики

Понятие социальной политики государства. Место и роль социальной политики в деятельности государства. Связь социальной политики с экономикой. Основные подходы к решению социальных проблем. Остаточный подход. Нормативный и рациональный подход. Цели социальной политики государства: повышение жизненного уровня, принцип социальной справедливости, защита социально уязвимых категорий населения. Механизм реализации социальной политики.

Нормативно-правовые основы социальной работы

Основное содержание нормативно-правовой основы социальной работы.

Основные признаки правового обеспечения социального обслуживания (5 блоков-признаков):

а) согласованный единый комплекс федеральных законов;

б) правовые акты субъектов РФ;

в) подзаконные нормативные акты;

г) нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категории специалистов социальных служб;

д) правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб;

е) определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб).

Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в РФ. Федеральные законы.  Указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ.

Значение стандартов и нормативов в регулировании социальной работы.

Основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2020 года. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Характеристика понятий “милостыня”, “общественное презрение”. Традиции российской благотворительности.

Социальная работа в региональных организациях. Милосердно-благотворительная деятельность. Примеры деятельности благотворительных организаций и фондов в настоящее время.

Система социальной работы

Теория систем как методологии социальной работы. Объективные возможности применения теории систем как методологии социальной работы.

Группировка признаков, определяющих основания системного похода и социального обслуживания населения (Л. Барталанфи, И. Миллер, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, У.Р. Эшби и др.).

Общие закономерности и принципы построения социальных систем.

Процесс гомеостаза в социальной системе.

Социальная система личности (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Ландман, Ф. Хаммер, З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, К. Левин).

Системный подход и системный анализ в социальной работе.

 

Современное состояние системы социальной работы: многообразие типов и моделей

Связь между теориями и моделями социальной работы.

Теоретическое обоснование практики социальной работы. Теория систем и социальной работы (Р. Берталанфи).

Психолого-ориентированные теории социальной работы. Социолого-ориентированные теории социальной работы.

Комплексно-ориентированные теории социальной работы (Я.Л. Морено, Дж. Мид, К. Руддестам).

“Модели жизни” экологической теории – концепция взаимодействия психологических и социальных систем.

Социально-радикальная модель. Марксистская модель. Психолого-ориентированная модель социальной работы. Экзистенциальная модель социальной работы. Гуманистическая модель социальной работы.

Становление системы социального обслуживания населения

Социальное обслуживание населения: понятие, сущность, признаки, классификация. Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ” (1995) (от 07.01.2010 г. №  195-ФЗ) и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (1995) от 22.08.2004 № 122- ФЗ.

Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. Критерии сформированности территориальной системы социального обслуживания населения.

Социальное обслуживание как современная технология социальной работы.

Место и роль специалистов в системе учреждений социального обслуживания населения.

Семья как объект социальной работы

Современная семья. Объективные предпосылки новых методов социальной работы с семьей и детьми. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 “Об основных направлениях государственной семейной политики” (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129).

Парадигмы взаимодействия личности, семьи и государства.

Создание различных учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Формы и методы социального обслуживания семьи и детей.

Классификация моделей социального обслуживания семьи и детей.

Обязательный перечень государственных услуг, оказываемых семье и детям.

Опыт деятельности служб по месту жительства.

Развитие нормативно-правовой базы  социальной помощи семье и детям.

Социальные проблемы молодежи

Молодежь как объект социальной заботы. Форм и методов работы с молодежью. Молодежь  как социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости.

Социальные проблемы молодежи, определение средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Молодежная политика – необходимое условие социального прогресса, развития общества. Интересы молодежи и ее экономическая, социальная и политическая роль в обществе.

Главная цель государственной молодежной политики. Молодежная политика в сфере труда и производства.

Социальные службы в решении молодежных проблем.

Социальная работа с пожилыми и инвалидами

Проблемы старения (геронтология). Развитие современной социальной науки о старости.

Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми (селекция, оптимизация и компенсация).

Учреждения социального обслуживания пожилых людей. Одинокие пожилые граждане и супружеские пары. Создание инфраструктуры досуга и реализации потребностей в творчестве.

Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Нормативно-правовая база работы с инвалидами.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК).

Основные принципы работы с инвалидами. Основное содержание и виды реабилитации инвалидов.

Социальная защита интересов женщин

Понятие “женский вопрос”. Поиски социального равенства женщин и мужчин.

Проблемы женского труда в России. Стереотипы “женского предназначения” и “женских профессий”.

Женщины и политика. Здоровье, рождаемость, беременность. Появление феномена “подросткового материнства”.

Проблема занятости женщин. Несовпадение спроса и предложения рабочей силы.

Насилие над женщинами. Государственные и негосударственные учреждения для оказания помощи и поддержки женщинам.

Государственная политика по улучшению положения женщин. Указ Президента Российской Федерации “О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин” от 4 марта 1993 г. (в ред. Указа Президента РФ от 01.09.2000. № 1604).

Управление социальной работой

Социальное управление в широком и узком смысле. Управление социальной работой направлено на оказание помощи, поддержки, защиту всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.

Объекты и субъекты управления в социальной работе.

Три уровня управления: верхний, институциональный; средний и низший.

Главные научные проблемы управления органами социальной работы.

Функции, наиболее проблемные для управления социальной работой: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.

Эффективность социальной работы

Соотношения между результатами и затратами.

Выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность; методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Достоинства и недостатки метода «задачи – результаты». Достоинства и недостатки метода «задачи – результаты – затраты».

Параметрический метод, метод факторов эффективности/неэффективности, метод выявления степени удовлетворения потребностей клиентов, социологические и психологические методы.

Личность социального работника: профессиональные и индивидуальные качества

Понятие «профессионализм в социальной работе». Н.С. Данакин, И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.А. Яблокова и др.

Профессиональное призвание социального работника.

Профессиональная подготовка: специалисты и неспециалисты.

Профессиональное мастерство. Профессионально-теоретическая подготовка социальных работников разных уровней.

Профессионально-личностные характеристики социального работника. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) (от07.01.2010 г. №  195-ФЗ).

Социальное взаимодействие.

Организация мониторинга здоровья социальных работников.

Раздел II История социальной работы

Проблемы историографии социальной работы в России.

Введение в курс. История социальной работы, ее предмет т задачи. Актуальность исторического познания социальной работы как части социальной политики. Взаимодействие истории социальной работы и социальной истории. Проблемы исторического познания социальной работы в России. Основные культурно-исторические парадигмы исследования социальной работы в России. Причины разнообразия интерпретации процесса становления и развития социальной работы.

Проблема периодизации истории социальной работы. Основные этапы помощи и взаимопомощи в России.

Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.

Древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности. Источники исторической реконструкции процесса помощи и взаимопомощи у древних славян. Родовые отношения как охранный механизм. Родовые модели помощи и взаимопомощи.

Реципрокация и редистрибуция.

Характерные черты языческого архетипического сознания.  Мифологическое мышление восточных славян и его связь с определенной моделью действий по защите и охране коллектива и отдельного человека. Сироты, вдовицы. Культ, сакральные атрибуты. Культовые формы поддержки, общинно- родовые  формы помощи и защиты в институте семьи, рода, поселения.  Хозяйственные виды помощи. Помочи. Братчина, ссыпчина. Историческое значение архаической парадигмы помощи и поддержки.

Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в Х-ХIII вв.

Изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающихся. Влияние социально-экономических, социально-политических и социокультурных отношений. Разложение первобытнообщинных отношений, разрушение родоплеменных связей.

Принятие христианства. Первый этап с становлении и развитии княжеского попечительства. Распространение христианства в Киевской Руси. Сочетание языческих и христианских тенденций. Княжеское право в отношении защиты и «наряда» людей. Княжеское «нищелюбие». Русская Правда Ярослава Мудрого. Разные подходы  в историческом познании проблемы княжеского попечительства.

Второй этап в развитии княжеского попечительства (вторая половина 12 века по 13 век (включительно). Княжеские виды благотворительности на Руси. Слияние благотворительных функций княжеской власти с монастырско-церковными формами призрения.

Церковно-государственная помощь в ХIV - первой половине ХVII вв.

Княжеские традиции милосердия и попечительства, организация финансовой и правовой поддержки институтов церкви. Становление светского и церковного законодательства в деле помощи нуждающимся.  Ктиторские монастыри и приходы, оформление институциональных форм защиты. Странноприимницы, больницы, гостиницы как первые институты защиты и поддержки. Городские мероприятия в период голода и массовых эпидемий.

Благотворительность и призрение. Изменение отношения государственной власти к нищенству. Мирская и монастырская благотворительность. Искоренение волхования и скоморошества на Руси. . Письменные памятники.

Государственное призрение во второй половине ХVII - первой половине ХIХ вв.

Секуляризация монастырских хозяйств, законодательные меры по инициированию деятельности церкви в деле  благотворения нищих, людей церкви. Законодательные регламентации государства в период голода. Мероприятия против профессионального нищенства и детской безнадзорности.

Начало становления системы государственного призрения. «Хронограф». «Домострой». Система мер Петра I.      Богадельни, больницы, дома для зазорных младенцев, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные, дома смирительные,Продолжение развития Екатериной II основных направлений государственной политики в области социального призрения. Структура общественного призрения.

Организация приказов общественного призрения. Институты поддержки и институты контроля. Роль губерний в деятельности приказов общественного призрения. Оформление финансовой и организационной структуры приказов общественного призрения. Структура институтов помощи. Основные принципы развития общественного призрения. Достоинства и недостатки системы общественного призрения.

Общественное и частное призрение второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

Приказы общественного призрения, их деятельность в развитии территориальных институтов помощи. Благотворительные общества и организации. Оформление земской помощи и поддержки, развитие общественных работ, трудовой помощи. Зарождение системы страхования. Аптеки.

Благотворительность Императорского дома, благотворительность Императорской семьи, благотворительность предпринимателей, благотворительность частных лиц, благотворительные общества благотворительные учреждения.

Государственное, общественное и частное призрение в пореформенный период. Создание  специального ведомства общественное призрения. Министерство государственного призрения. Земские и городские учреждения общественного призрения.

Церковно-приходское попечительство в 19 веке.

Учреждения общественного призрения, управляемые на особых основаниях. Императорское Человеколюбивое общество. Попечительство о Трудовой помощи. Ведомство учреждений Императрицы Марии.

Земская система призрения. Профилактические меры. Организация превентивных мер против обнищания. Призрение, воспитание, организация общественных работ. Крестьянское призрение. Поддержка детства.

Частное призрение.

Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг.

Первые мероприятия советского правительства по созданию новой системы помощи (1918-1920гг.)  Преобразования в политической, экономической, идеологической сферах общества и их социальные последствия. Установление государственной монополии в социальной политике.

Формирование основ системы социального обеспечения населения. Социальные проблемы, вызванные гражданской войной. Основные направления социального обеспечения и поддержки населения; помощь детям, инвалидам, безработным, преступникам. Оформление системы пенсионного обеспечения по старости. Становление системы бесплатного страхования и здравоохранения. Профсоюзы и их роль в системе социального обеспечения.

Система социального обеспечения в период Великой Отечественной войны.

Система социального обеспечения в послевоенные годы. Оформление институтов социального обслуживания. Основные виды пособий, помощи и поддержки различных слоев населения. Работа государственных органов и учреждений социального обеспечения в сфере материнства и детства, пенсионного обеспечения, инвалидности, социальной патологии.

Социальная помощь и поддержка населения в России на рубеже ХХ - ХХI веков.

Новейшая история социальной работы в России. Социально-политические и экономические изменения в общественной жизни переходного периода. Обострение социальных проблем. Дифференция общества.

Конституция РФ 1993 года. Провозглашение России социальным государством. Планы и реальность.

Проблемы перехода к социальной рыночной экономике. Безработица. Миграция. Кризис брака и семьи. Социальное сиротство.

Создание и принципы новой системы социальной защиты граждан. Проблемы адресной помощи определенным категориям населения .

Развитие системы социального обслуживания в России в новейший период, институциональная помощь и поддержка: виды, типы, направления. Социальная работа как вид профессиональной деятельности.

Раздел III Технологии социальной работы

Технология социальной работы  как отрасль научного знания и учебная дисциплина.

Объективные предпосылки технологизации социального пространства. Социальные технологии как способ решения жизненных проблем человека. Социальные технологии и технологии социальной работы: общее и особенное. Понятие технологии социальной работы: сущность, содержание, принципы. Уровни технологии социальной работы: (программные, частно-методические, модульные). Функции технологи социальной работы. Основные закономерности технологии социальной работы. Технологический инструментарий: понятие и содержание. Технология социальной работы как учебная дисциплина: цели, задачи.

Технологический процесс: его сущность, содержание и особенности.

Сущность и основные характеристики технологического процесса. Социальные технологии как процесс. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы. Направленное воздействие на социальные процессы в практике социальной работы. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере.

Существенные признаки технологичности социальной работы. Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Этапы технологического процесса.

Целеполагание, его место и роль в технологическом процессе.

Целеполагание как важнейший этап и процедура технологии социальной работы. Алгоритм и целеполагания. Цель и ее значение в социальной деятельности. Методы формирования целей социальной работы. «дерево целей» и принципы его построения.

Цели и задачи. Целеполагание в различных подсистемах социальной практики.

Понятие метода структурной логики в определении целей социальной работы: анализ проблем, постановка целей и задач в социальной работе.

Типология технологий социальной работы.

Объективные предпосылки многообразия социальных технологий и технологий социальной работы. Уровни и типы технологий социальной работы.

Принципы и основания классификации технологий социальной работы. Характеристика основных типов социальных технологий. Структурная модель типов технологий и технологий социальной работы.

 

Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения.

Социальная диагностика ее сущность и содержание. диагностика как процесс: цели, этапы, результаты.

Принципы и методы социального диагностирования. Единство количественных, качественных и факторных параметров в социальном диагнозе. Проблемы объективности социального диагноза. диагностика как важнейший фактор эффективности социальной работы.

 

Адаптивные процессы и адаптационные технологии

в социальной работе.

Социальная адаптация и ее место в структуре социальной работы. Особенности адаптации личности в социокультурной среде: психологические, социально- психологические, социальные. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная и девиантная.

Технологии регулирования процессов социальной адаптации. Сущность адаптационных технологий. Основные этапы технологического процесса воздействия на личность и группу й решении задач социальной адаптации. Технологии помощи адаптации личности в профессионально-трудовой, досуговой и социокультурной сферах. Особенности адаптационных технологий в работе с различными категориями клиентов:

беженцы, инвалиды, молодежь и др.

Сущность и содержание технологии социальной реабилитации.

Реабилитация — понятие и сущность. Виды реабилитации: медицинская, профессиональная, социальная. Социальная реабилитация: сущность, методы, формы. Объекты социальной реабилитации: инвалиды, дезадаптированные дети, беженцы, алкоголики, наркоманы, испытавшие насилие и т МСЭК — его функции в процессе реабилитации инвалидов. Сущность индивидуальных программ социальной реабилитации. Содержание и направление технологического процесса социальной реабилитации. Социальные службы и организации, использующие технологии социальной реабилитации. Многообразие технологий социальной реабилитации в зависимости от объекта воздействия.

 

Социальная терапия и методы ее осуществления.

Социальная терапия — основа практики социальной работы. Сущность социальной терапии и ее разновидности. Когнитивная терапия в социальной работе, модели когнитивной терапии. Гештальт-терапия и социальная работа. Психотерапия в социальной работе. Педагогические методы социальной терапии. Взаимосвязь методов социальной терапии в социальной диагностике. Обусловленность методов и приемов социальной терапии целями социальной помощи и объектами социальной терапии.

Социальная профилактика: особенности и методы ее проведения.

Профилактика: сущность и содержание. Профилактика как технология социальной работы. Направление профилактической деятельности: предотвращение, поддержание и защита, содействие в достижении целей. Объекты профилактической деятельности. Организаторы, субъекты профилактической деятельности. Профилактический процесс и его особенности. Методы социальной профилактики: экономические, психологические, педагогические, управленческие, организационные, экологические и т.д. Профилактика, суицида, подростковой преступности, злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи, безнадзорности. Правовые основы профилактической деятельности. Система социальных служб по профилактике асоциальных явлений. Кадровое обеспечение социальных служб профилактики.

 

 

Опека и попечение как социальная технология.

Социальная опека и попечительство: сущность и функции. Правовое поле и особенности технологического процесса опеки и попечитель. Взаимосвязь технологий различного уровня при осуществлении деятельности по оформлению опеки и попечительства. Этические дилеммы технологий опеки и попечительства. Новые виды и формы опеки и попечительства: приемные семьи, семьи на выходные и т.д.

Усыновление (удочерение) как социальная технология.

 

Социальное обслуживание как технология.

Социальное обслуживание: сущность и содержание. Правовые основы социального обслуживания. Организация социального обслуживания. Ресурсное обеспечение социального обслуживания.

Система социальных служб. Принципы социального обслуживания. Государственные стандарты социального обслуживания. Виды социального обслуживания: на дому, в отделениях дневного пребывания, экстренНой помощи, реабилитации, стационарных учреждениях. Предоставление временного приюта. Консультативная помощь, социальные и реабилитационные услуги. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания, предоставление платных социальных услуг. Кадровое обеспечение социальных служб.

Социальная экспертиза в системе социальной работы.

Сущность и содержание социальной экспертизы. Взаимосвязь экиертизы, диагностики, профилактики, терапии и т.д. Условия проведения социальной экспертизы.

Основные направления социальной экспертизы. Экспертное заключение. Социально- психологическая, судебно-психиатрическая, медико- социальная экспертиза.

Методы социальной экспертизы. Объекты социальной экспертизы.

Социальное консультирование и посредничество.

Консультирование и посредничество как функции социальной работы. Задачи посредничества и консультирования в системе социальной защиты населения.

Содержание и принципы консультирования. Консультирование и его виды. Основные принципы социального консультирования. Профессиональные и личностные требования к специалистам, социальным консультантам. Процедура социального консультирования. Особенности социального консультирования. Особенности социального консультирования в зависимости от объекта и предмета консультации. Формы и методы консультационной деятельности. Целевые установки “рефлексивного”, “прогностического”, “проектного” консультирования.

Посредничество: виды и формы. Процедура посредничества, культура посреднической деятельности. Этика взаимоотношений клиента и посредника. Особенности посреднической деятельности с различными категориями граждан.

Социальное моделирование как технология.

Социальное моделирование — сущность и содержание. Моделирование как процесс: этапы, стадии, результат. Моделирование как методология решения социальных проблем на различных уровнях социальной сферы Уровни моделей. Модели социальной помощи, социального обслуживания, обеспечения на различных уровнях социальной сферы.

Технологии социальной работы с малообеспеченными.

Малообеспеченность, бедность как социальная проблема. Технологии социальной диагностики малообеспеченности. Основные направления социальной работы по оказанию помощи малообеспеченным. Инструментарий технологий социальной работы с малообеспеченными. Методы экономической и психологической поддержки. Социальные службы и учреждения социальной поддержки населения : их виды, функции и задачи.

Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами.

Международное право как основа миграционной политики государства. Сущность и содержание государственной миграционной политики. Вынужденные переселенцы, беженцы, мигранты — понятия и принципы работы с каждой категорией. Формы и методы социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами. Условия и процедура получения статуса беженца и его роль в социальном функционировании индивида. Диагностическая, информационная, профилактическая работа. Формы самопомощи и взаимоподдержки. Опыт деятельности Органов Управления и социальных служб администраций по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев.

Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Международное и российское право на защите интересов человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Индивидуальная и групповая работа. Медикосоциальная экспертиза: функции и задачи. Профессиональная, социальная и бытовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Социальные службы помощи: их виды, функции и направления деятельности. Технологии интеграции инвалидов в социальное функционирование. Развитие творческого потенциала и жизненных сил индивида. Формирование жизненной среды обитания лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

 

Технологии социальной работы с пожилыми.

Международный и государственный механизм социальной защиты пожилых. Старость как социокультурные явления. Пожилые в условиях глобального переустройства сфер жизнедеятельности и их проблемы. Технологии адаптации, социализации, консультирования, опеки и попечения. Основные направления социальной работы при решении социальных проблем пожилых. Технологичность социальной сферы и сферы жизнедеятельности пожилого человека. Социальное функционирование, социальное обслуживание и социальный патронаж пожилых.

 

Технологии социальной работы с семьей.

Технология социальной работы с семьей в центрах социальной помощи семье и детям. Основные приемы изучения семьи центром социальной поддержки. Социальный паспорт семьи. Информационный банк семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Диагностика семейных нарушений. Активные методы работы с семьей: консультирование, индивидуальная работа, родительские группы, гостевые вечера, посредничество, детский тренинг, и. т. д. Формирование поддерживающей среды семьи. Технологии самопомощи, взаимопомощи семей.

 

Технологии социальной работы с лицами, склонными к употреблению алкоголя и наркотических средств.

Алкоголизм, пьянство: понятие и сущность. Социально-демографический портрет алкоголиков и наркоманов. Основные направления социальной работы с алкоголиками и наркоманами. Психологическая, психиатрическая и социальная помощь лицам, злоупотребляющим наркотиками и алкоголем и их семьям. Система социальных служб помощи и технологии их деятельности. Медикосоциальная, профилактическая и терапевтическая помощь проблемным семьям. Индивидуальная и групповая терапия. Международный опыт работы с семьями алкоголиков и наркоманов. Программа 12 шагов: сущность, содержание, особенности внедрения в России.

 

Технологии социальной работы с лицами, испытывающими насилие.

Понятие насилия: формы и виды. Физическое, духовное, психологическое, нравственное и т. д. насилие. Формы и методы оказания помощи лицам, испытавшим насилие. Насилие в отношении женщин. Насилие в отношении с детьми. Технологичность социальной сферы по оказанию помощи лицам, испытывающим насилие Координация деятельности социальных служб различных ведомств по оказанию помощи лицам, испытавшим насилие. Психологическая, терапевтическая помощь, реабилитация лиц испытавших насилие.

Технологии социальной работы с безработными.

Политика занятости, ее социальные ориентиры и основные задачи. Формы реализации государственной политики занятости. Основные требования к содержанию программ. Безработица как социальное явление: виды, причины и особенности проявления. Показатели безработицы. Безработный, как объект социальной работы. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе. Службы и фонды занят Функции, права, обязанности службы занятости. Социальная и психологическая помощь безработному. Специалист социальной работы в системе служб занятости: его функции и задачи, методы деятельности. Основные технологии работы с безработными: адаптация, психологическая устойчивость и т.д.

Технологии социальной работы с детьми и подростками

Социальные проблемы детей и подростков и основные направления их решения. Социальные программы как средство концентрации финансового, ресурсного и кадрового потенциала работы с детьми и подростками. Государственно-правовой механизм социальной защиты детей и подростков. Координация деятельности, ведомств при решении проблем детей. Привентивно-консультативная, охранно-защитная работа с детьми и подростками. Досуговая, спортивно-массовая, оздоровительная деятельность с детьми организаций и учреждений социальной защиты. Социальные службы помощи детям и подросткам. Зарубежный опыт работы социальной служб с детьми и подростками.

Рекомендуемая литература

Основная

1.     Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения/ учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2011.

2.     Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой – М., 2004.

3.     Фирсов М.В Технологии социальной работы/учеб. пособие для вузов. – М.:Трикста, 2009.

4.                Фирсов М.В.Теория социальной работы / М. В. Фирсов, Е. В. Студёнова. – М. : Владос, 2005. – 432 с.

5.     Фирсов, М. В. История социальной работы в России : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – М. : Владос, 1999. – 256 с.

 

Дополнительная

 

1.       10-летие социальной работы в России: итоги, проблемы, перспективы : материалы науч.-практической конференции, МГУ сервиса 19-20 сентября 2001 г. Ч. 1. – Пушкино (Моск. обл.) : Всероссийский ин-т лесоводства и механизации сельского хозяйства, 2002.

  1. Адресная социальная защита: опыт муниципальных образований. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2003. – 102 с.
  2. Активные программы содействия занятости населения: проблемы реализации и повышение эффективности. – М. : Просвещение, 2002. – 208 с.
  3. Антология гендерной теории / Европ. гуманит. ун-т. ; сост., коммент. Е. Гаповой, А. Усмановой. – Минск : Пропилеи, 2000. – 383 с.
  4. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 1. История социальной помощи в России. – М. : Сварогъ-НВФ СПТ, 1994. – 279 c.
  5. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.
  6. Балабанова, Е. С. Программа учебного курса «Вынужденная миграция: проблемы и решения» / Е. С. Балабанова. – Нижний Новгород : ННГУ, 2002. – 31с.
  7. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 507 с.
  8. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. – М. : Московский центр Карнеги, 1998. – 282 с.
  9. Боровик, В. С. Занятость населения : учеб. пособие / В. С. Боровик, Е. Е. Ермакова, В. А. Похвощев . – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 320 с.
  10. Вагин, И. О. Психология зла. Практика решения конфликтов / И. О. Вагин. – СПб. :  Питер, 2001. – 192 с.
  11. Вестник социальной работы. – Ярославль, 2001. –  № 1/2.
  12. Высшее профессиональное образование в области социальной работы : нормативно-методические материалы. – М. : Изд-во МГСУ, 2002. – 276 с.
  13. Высшее профессиональное образование в области социальной работы : опыт и проблемы. – М. : Изд-во МГСУ, 2002. – 304 с.
  14. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учеб. пособие [Текст] / В.П.Галаганов. – М.: «Академия», 2007. – 176 с.
  15. Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2003. – 313с.
  16. Глоссарий по социальной работе с наркоманами и группами риска / сост. Л. А. Резниченко. – М. : Социально-технологический и-т МГУС, 2000. – 137 с.
  17. Голод, С. И. Социальные проблемы сексуальности: аннотированная библиография (90-е годы ХХ столетия) / С. И. Голод, Л. В. Кузнецова. – СПб. : Социологическое о-во им. М. М. Ковалевского, 2002. – 88 с.
  18. Государственная политика в отношении женщины. Опыт и перспективы развития в Нижегородской области. – Нижний Новгород : [б. и.], 2001.
  19. Государственная политика: опыт нижегородской области по социальной защите семьи, женщин и детей. – Нижний Новгород : [б. и.], 2001.
  20. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина . –  СПб. : Питер, 2000. – 464 с.
  21. Журавлёва, И. В. Здоровье подростков: социологический анализ / И. В. Журавлёва. – М. : Ин-т социологии РАН, 2002. – 240 c.
  22. Зайцева, Т. А. Провинциалки, меняющие мир : очерки / Т. А. Зайцева. – Белгород : Крестьянское дело, 2002. – 96 с.
  23. Закон о защите детства (Законодательство РФ о защите прав ребёнка) : сборник-справочник. – М. : Юристъ, 1999. – 352 с.
  24. Захарова, Л. Н. Психология управления конфликтами : учеб.-методическое пособие / Л. Н. Захарова. – Нижний Новгород : Нижегородский образовательный консорциум, 2003. – 33 с.
  25. Защита прав ребёнка: социальные и юридические аспекты. – М. : РБФ НАН, 2000. – 184 с.
  26. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе . – СПб. : Питер, 2001. – 448 с.
  27. Золотарёва, Т. Ф. Основы психологической самопомощи социального работника : учеб. пособие / Т. Ф. Золотарёва , М. Р. Минигалиева . – М. : Изд-во МГСУ, 2001. – 183 с.
  28. Иванова, Е. В. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности / Е. В. Иванова, Ж. Е. Иванова. – М. : АСМИ, 2000. – 170 с.
  29. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ : справочник. – М. : НИИС, 1998. – 216 с.
  30. Менеджмент социальной работы : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. – М. : Владос, 2001. – 288 с.
  31. Основы социальной работы : учеб. пособие для нач. проф. образования / Е. В. Ханжин, Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева. и др. ; под общ. ред. Е. В. Ханжина. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
  32. Основы социальной работы: Учебник [Текст] / Отв. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФАР-М, 2006 – 560 с.
  33. Павленок П.Д. Введение в профессию “Социальная работа”: Курс лекций. М., 2004.
  34. Программы социальной реабилитации несовершеннолетних: в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. – М.: НИИС, 2002. – 232 с.
  35. Профессиональная библиотека работника социальной службы. – М., 2002. – № 1, ч. 1.
  36. Профессиональная библиотека работника социальной службы. М., 2002. – № 2, ч. 2.
  37. Психология социальной работы / О. Н. Александрова и др. ; под общ. ред. М. А. Гулиной. – СПб. :  Питер, 2002. – 352 с.
  38. Работник социальной службы. – 2001. –  № 4 .
  39. Работник социальной службы. – 2001. – № 3.
  40. Развитие социальной реабилитации в России. – М. :  Тасис, 2000.
  41. Савинов, Л. И. Семьеведение : учеб. пособие / Л. И. Савинов. – Саранск  :  Изд-во Мордовского ун-та, 2000. – 196 с.
  42. Саралиева, З. Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья – клиент социальной работы». Ч. 1 / З. Х. Саралиева. – Нижний Новгород : НИСОЦ, 2002. – 646 с.
  43. Саралиева, З. Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья – клиент социальной работы». Ч. 2. / З. Х. Саралиева. – Нижний Новгород : НИСОЦ, 2002. – 157 с.
  44. Саралиева, З. Х. Семья – клиент социальной работы : учеб. пособие / З. Х. Саралиева. – Нижний Новгород : ННГУ, 2003. – 287с.
  45. Свадьбина, Т. В. Современная семья: теория, методология, практика, прогноз / Т. В. Свадьбина. – Нижний Новгород : [б. и.], 2000.
  46. Склярова, Т. В. Этика социальной работы : учеб. пособие по курсу "Профессиональная этика" для студентов специальности 022100 / Т. В. Склярова, Е. Р. Ярская-Смирнова. – Саратов : СГТУ, 1999. – 114с.
  47. Смирнов, А. И. Женщины на военной службе: новые возможности и социальные права / А. И. Смирнов. – М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2000. – 140 с.
  48. Смирнова, Е. Р.  Философия и методология социальной работы : учеб. пособие  / Е. Р. Смирнова, В. Н. Ярская. – Саратов : СГТУ, 1997. – 104 с.
  49. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы : учеб. пособие для студентов. – М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2003. – 336 с.
  50. Социальная политика : учеб. / под общ. ред. Н. А. Волгина. – М. : Экзамен, 2003. – 736 с.
  51. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. – М. : ИНИОН РАН, 2002. – 456 с.
  52. Социальная политика: парадигмы и приоритеты : монография / под общ. ред. В. И. Жукова. – М. : Союз, 2000. – 312 с.
  53. Социальная политика: Учебник для вузов [Текст] / Н.А.Волгин и др. – М., 2006 г. – 548 с.
  54. Социальная работа / под общ. ред. проф. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 576 с.
  55. Социальная работа в Германии. –  М. : [б. и.], 1996.
  56. Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы : материалы межрегиональной науч.-практической конф. «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы» / под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой. – Барнаул : [б. и.], 2001. – 381 с.
  57. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / отв. ред. д-р ист. наук, проф. Е. И. Холостова, д-р ист. наук, проф. А. С. Сорвина. – М. : ИНФРА-М, 2001. –  427 с.
  58. Технологии социальной работы: учебник [Текст] / А.А.Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 400с.
  59. Технологии социальной работы: Учебник/ А.А.Чернецкая и др. – Ростов н/Д, 2006.
  60. Технология социальной работы. Учебное пособие. /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: «Владос». 2000.
  61. Фирсов, М. В. Методологические проблемы институционализации социальной работы /  М. В. Фирсов. – М. : Изд-во МГСУ, 2000.368 с.
  62. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики [Текст] / М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро – М.: Академия, 2002. – 258с.
  63. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 2006.
  64. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми : учеб. пособие / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2002. – 296 с.
  65. Холостова, Е. И.. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. – М. :  Дашков и К, 2003. – 340 с.
  66. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России: Учебное пособие [Текст] / Е.И.Холостова – М.: Издательско-торговая компания «Дашкова и К», 2006. – 232 с.

 

 

 

 

 

Руководитель ООП

д.п.н.                                                                                    И.Д. Лельчицкий